Во все времена сказки были неотъемлемой частью детской жизни. Родители передавали детям свой житейский опыт, они наставляли и учили их посредством сказок. К сожалению, в наш высокотехнологичный век эта традиция практически угасла. У нас растет поколение детей, совершенно не знакомых с традиционными, такими любимыми для нас сказками. Они оказались вытеснены мультиками, компьютерными играми и комиксами.
Однако, молодые родители, лишающие своего ребенка сказок, совершенно забывают о том, что сказки выполняют не только развлекающую, но и развивающую роль. Не достаточно просто рассказать ребенку сказку, мама и папа должны помочь малышу ее осмыслить, понять. И тогда сказка может превратиться в мощное средство педагогического и психологического влияния.
В этой статье мы поговорим о сказкотерапии – популярном методе психотерапевтического воздействия на ребенка. Сказкотерапия базируется на многолетнем опыте наших предков. Она позволяет в легкой, непринужденной форме не только раскрыть тайные страхи наших детей, но и откорректировать проблемы в поведении.
Сказка может выполнять 3 функции: диагностическую, прогностическую и терапевтическую (коррекционную). Рассмотрим на примере, как же можно использовать каждую из этих функций в обычной жизни.
Предположим, вам в ближайшее время предстоит важное и непростое событие – развод, переезд, а может быть, вы просто выходите на работу, а ваш малыш впервые идет в детский сад. Все эти события, несомненно, отразятся на ребенке. Они могут вызвать страх, тревожность, неуверенность в собственном будущем. Чтобы выяснить, как ваш малыш отреагирует на столь резкие изменения, вы можете предложить разыграть ему сказку. Вы в метафорической форме описываете происходящее событие, выделяете главного героя (с которым ребенок будет себя ассоциировать) и просите его найти выход из ситуации, либо просто описать собственные чувства.
При проигрывании подобных ситуаций лучше использовать кукол или фигурки животных, ребенок как бы «спрячется» за игрушку и сможет откровеннее говорить о своих страхах. В этом проявляются диагностическая (если событие уже произошло) и прогностическая (если событие только планируется) функции сказки. Родители же с помощью такого простого метода смогут узнать о том, что тревожит их ребенка, предусмотреть возможную реакцию на негативные события и предотвратить ее.
Еще одна важная функция сказки – терапевтическая. Она позволяет в игровой форме корректировать существующие проблемы, а также служит хорошим способом воспитания ребенка.
Для начала вы придумываете главного героя и помещаете его в сложные обстоятельства. Вы описываете, как ситуация усугубляется, ухудшается, и в тот момент, когда уже кажется, что хуже быть не может – РАЗ! – и решительное действие главного героя меняет ход событий! Так в форме игры вы можете ненавязчиво подсказать своему ребенку возможные способы решения его проблемы.
Инсценировка сказки с помощью игрушек усилят психотерапевтический эффект. Ребенок подсознательно поставит себя на место главного героя и вместе с ним пройдет весь путь от начала до конца. После такого «проигрывания» ситуации проблема в реальной жизни также быстро разрешится!
Поэтому мой совет, дорогие родители: рассказывайте детям сказки! Даже знакомые нам с детства русские народные сказки имеют огромное положительное влияние на наших детей! Сказка о курочке Рябе учит доброте, сказка о репке – взаимовыручке и умению работать в команде, а сказка о колобке рассказывает о хвастовстве и его последствиях. И самое главное – постарайтесь проговорить с ребенком главные идеи сказки, помогите ему понять, чему она учит!
Источник Счастливые родители